Нелли Уварова - Хочется петь, репетирую в мюзикле

В настоящее время известная актриса Нелли Уварова занята тем, что читает лекцию. И какую лекцию! «Правила поведения в современном обществе» - именно так называется моноспектакль в рамках фестиваля «Золотая маска».

Молодая талантливая актриса театра и кино Нелли Уварова является исполнительницей главной и единственной роли в постановке Жана-Люка Лагарса. Поклонники ее знают по многочисленным сериалам, среди которых самый популярный – «Не родись красивой».

Пятнадцать минут ада

- Нелли, в 2004 году вас наградили премией на Международном фестивале «Радуга», как лучшую исполнительницу роли девушки-лектора в спектакле «Правила поведения в современном обществе», а в 2005-м вас номинировали на театральную премию «Золотая маска». Расскажите, пожалуйста, об этом поподробней.

- На самом деле впервые спектакль был представлен публике еще в 2003 году, и это было не то же самое, что сейчас. То есть, восприятие спектакля было совершенно иным – тогда меня еще никто не знал, мое имя было не на слуху, и люди приходили именно ради спектакля. Сейчас же они приходят, в буквальном смысле, посмотреть на знаменитую актрису. Но вообще-то я склонна думать, что успех этой постановки обусловлен тем, что очень точно определен ее жанр – лекция.

Первые 15 минут спектакля просто жуткие – приходится противостоять явной скуке публики и заученными фразами продолжать лекцию. Сначала идет не слишком интересная информация, потом происходит постепенное втягивание зрителя в процесс. По мере узнавания ситуации слушатели начинают проявлять интерес, фантазировать на эту тему. Никто не знает, кто эта девушка, откуда она пришла и какой живет жизнью, у нее нет даже имени. В дальнейшем аудитория начинает проявлять любопытство к ней. Мы позволяем зрителям стать соавторами идеи и придумать свою историю.

- Чем интересен жанр моноспектакля?

- Я являюсь большой поклонницей моноспектаклей. Здесь суть в том, что зрители сами становятся участниками действа, наравне с актерами включаются в процесс. Когда мы начинали работать над постановкой, я и не подозревала, насколько трудным окажется работать без партнера, которому доверяешь. Неоткуда ждать поддержки, приходится полагаться исключительно на собственные силы, а это очень непросто. Я тогда не знала всех нюансов, однако решила за это дело взяться. Было и трудно и интересно одновременно. Это направление в театральном искусстве совершенно не похоже на все то, с чем мне приходилось иметь дело раньше. Это было так необычно, работать с режиссером один на один – он в зале, я на сцене, вокруг нас тишина. Чувствовалось что-то гнетущее и торжественное в воздухе. Я постоянно ощущала сильное напряжение вокруг нас, как будто в одном месте скопилось слишком много энергии. Это было непередаваемо.

На подготовку этого спектакля у меня уходили все силы, это было очень непростым заданием. Режиссер постановки – преподаватель ВГИКа. Он был моим педагогом и наставником, и я привыкла доверять ему во всем. Он действительно талантлив и мы с ним отлично сработались. Я чувствовала, как с каждой репетицией растет мой профессиональный уровень, и мне теперь кажется, что я начала по новому смотреть на многие вещи.

- Как вела себя публика на премьере спектакля?

- Никогда не забуду свои ощущения, когда я вышла на сцену и увидела первых зрителей, занимающих свои места. У меня внутри словно все сжалось, и я подумала: «Ну, сейчас начнется!» Начнется действо, во время которого можно будет на время отрешиться от всех своих земных проблем и полностью погрузиться в иную реальность, в другую жизнь. Поначалу было очень трудно работать на зрителя, удерживать их внимание, заинтересовать, в конце концов. На репетициях ощущения были иными – я была предоставлена самой себе, играла для самой себя. Здесь же было все по-другому. В полной тишине начинался спектакль, потом через какое-то время я почувствовала первую волну интереса к тому, что происходит. Появились первые реакции, отклики, и я поняла, что спектакль начал жить.

До премьеры мы сделали 12 прогонов – зрителями были наши друзья и знакомые. Каждый раз нас принимали по-разному, но так или иначе публика нам помогала – люди, пришедшие посмотреть на нас и послушать, становились нашими партнерами и активно подключались к игре. Иногда я слышу доносящийся из зала смех и возню, порой зритель даже вступает со мной в диалог – вот тут-то и начинается настоящее представление.

Стихия детства

- Кроме серьезных спектаклей, на вашем счету множество постановок для детской аудитории. Чем вас так привлекают детские представления?

- Детский спектакль – это совершенно другое направление в театральном искусстве и, соответственно, требует совсем иного подхода. Первый мой спектакль «Сон с продолжением» предназначался именно для детской аудитории. Играть для детей – для меня это особенное, ни с чем несравнимое удовольствие. Работать с детьми проще и в то же время сложней, чем со взрослыми. Проще, потому что дети, в отличие от взрослых, не привыкли сдерживать свои эмоции, они целиком и полностью погружаются в сказку, и я погружаюсь вслед за ними. Сложней, потому что юный зритель всегда очень тонко чувствует лицемерие и обман, он всегда честен и ожидает от других того же самого.

И смех, и грезы

- В вашей коллекции уже довольно внушительный список спектаклей различных жанров, и во всех вы сумели продемонстрировать свой бесспорный талант, как актрисы, способность перевоплощаться и импровизировать. А вам никогда не хотелось попробовать свои силы в мюзикле?

- Мне всегда нравилось это направление, в настоящее время я как раз работаю над одним мюзиклом – «Алые паруса». У меня там небольшая, но важная роль – я играю маму Ассоль. Участие в этой музыкальной постановке требует от меня умения перевоплощаться, импровизировать, и демонстрировать свои вокальные способности. Мне всегда интересно пробовать себя в чем-то новом.

- Работа в театре отнимает у вас много времени и сил. А на киносъемки вашей энергии хватает?

- Я буквально недавно закончила работу над фильмом «Лав Джорнал», снятым по мотивам книги «М+Ж» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Я играю как бы две противоположные роли, то есть, персонаж в сущности один, но в нем постоянно происходит внутренняя борьба между двумя различными сторонами его личности. Мой основной партнер – Григорий Антипенко (в «Не родись красивой» он так же был моим партнером). Еще в фильме задействованы артисты РАМТа Ирина Низина и Илья Исаев. Показ фильма запланирован на 8 марта.