Что нужно помнить страдающему астмой

Бронхиальная астма относится к числу наиболее социально значимых заболеваний во всем мире. Это связано с тем, что бронхиальная астма занимает одно из лидирующих мест в структуре болезней органов дыхания, ею страдает около 6% взрослого населения мира, причем рост заболеваемости продолжается.

Согласно современным представлениям, бронхиальная астма это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся обратимой бронхиальной обструкцией и гиперреактивностью бронхов.

При своевременном и правильном лечении в подавляющем большинстве случаев удается предотвратить прогрессирование заболевания или даже добиться исчезновения основных симптомов болезни и восстановления нормального качества жизни.

На сегодняшний день все средства для лечения бронхиальной астмы можно разделить на 2 основные группы:

• препараты скорой помощи;
• средства для поддерживающей (базисной) терапии.

Основным методом лечения бронхиальной астмы является ингаляционный, то есть с помощью дозированных аэрозольных или порошковых ингаляторов. В своей практике пульмонологи неоднократно сталкиваются с тем, что нередко, даже пациенты, страдающие астмой в течение многих лет, не умеют правильно использовать ингаляторы. Это приводит к неоправданному увеличению доз лекарственных средств в связи с отсутствием желаемого эффекта. Еще одним частым заблуждение является использование препаратов скорой помощи (беротек, сальбутамол и т. д.) в качестве основного метода лечения, а так же нерегулярное («по требованию») использование средств базисной терапии (беклазон, фликсотид, пульмикорт).

В связи с вышеизложенным была создана программа обучения больных бронхиальной астмой в России, получившая название Астма — школа, целью которой является ознакомление пациентов со своим заболеванием и всеми возможными на сегодняшний день методами лечения, а так же обучение пациентов правилам самонаблюдения и самоведения.

Цели астма школы:

1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы, предотвращать его.

4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и пикфлоуметр.

6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

При правильном лечении астмы:

• нет потребности в вынужденных приемах бронхорасширителей (беротек, венталин, эуфиллин), т. е. астма контролируема;
• пациенту с астмой незачем госпитализироваться, он не тревожит «скорую помощь»;
• прием базовых противоастматических препаратов планово ступенчато сходит на нет;
• и, главное, пациент ведет полноценную активную жизнь, чувствует себя здоровым, ни в чем себя не ограничивает из-за астмы.

При неправильном лечении астмы:

• периодически возникает потребность в вынужденном приеме бронхорасширителей из-за астматических приступов. Если Вы пользуетесь ингаляторами типа беротека 4—5 раз в день, Вы в одном шаге от госпитализации по «скорой». Если более 4—5 раз в день, в любой момент может случиться непоправимое;
• периодически Вы самостоятельно не справляетесь с астматическими приступами и вынуждены вызывать «скорую помощь» и даже госпитализироваться;
• потребность в противоастматических ингаляторах растет, астма прогрессирует;
• Вы ограничены во всем, речь может идти об инвалидности, астма не дает Вам забыть о себе ни на минуту.

Знайте, сегодня такое положение с астмой не имеет право на жизнь.